НИА-Кавказ продолжает публикацию материалов, посвященных 1100-летию Крещения Алании, которое будет отмечаться в следующем году. Сегодня нашим проводником в мире верований древних аланов и осетин вновь выступает доктор филологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Диана Сокаева. 

НИА-Кавказ продолжает публикацию материалов, посвященных 1100-летию Крещения Алании, которое будет отмечаться в следующем году. В октябре 2017 года после обращения Главы РСО-А Вячеслава Битарова Президент России Владимир Путин подписал Указ о проведении празднования этого знаменательного для всей России события.

Сегодня мы расскажем о культе «Семи богов». Василий Абаев, выдающийся ученый, иранист-осетиновед, академик АН России, профессор, доктор филологических наук, автор «Историко-этимологического словаря осетинского языка», утверждал, что этот культ занимал центральное место в аланской религии.

Его выводы основываются в том числе на анализе высказывания Геродота. Древнегреческий историк, живший в V-м веке до н.э. писал о семи божествах, которых чтут скифы: Табити, Папай, Апи, Гойтосир, Артимпаса, Геракл и Арес.

Культ «Семи богов» засвидетельствован им у одного из скифо-массагетских племён, именно у алан. Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (Перипл Понта Евксинского («Объезд Чёрного моря») — греческое географическое сочинение. По разным источникам датируется разными датами, от II- го до V-го веков н.э., сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда, что значит Семибожий.

В нартовском сказании «Дары небожителей Сослану» (нартовский эпос начал создаваться в VIII—VII веках до нашей эры, а в XIII—XIV веках разрозненные сказания стали объединяться в циклы, группируясь вокруг какого-либо героя или события – Википедия) , в котором небожители, собравшись на пир, одарили нарта Сослана подарками, дарителей тоже семь. Каждый из небожителей сделал подарок, связанный с его функцией. И они поименованы как Уастырджи, покровитель кузнецов Курдалагон, покровитель скота Тутыр, покровитель диких зверей Афсати, покровитель хлеба Уацилла, Реком и Мыкалгабырта, покровитель ветров Галагон, покровитель вод Донбеттыр. (Имеется точка зрения, что в этом тексте святые Реком и Мыкалгабырта дублируют Уациллу – прим. редакции).

Скифские (аланские) боги были олицетворением сил природы (небо, земля) или социальных категорий (домашний очаг, война). Этим они отличались от семи богов того же зороастризма, где божества — это олицетворённые абстракции: «Добрая мысль», «Власть, «Бессмертие», «Целостность» и т.п.

Сегодня нашим проводником в мире верований древних аланов и осетин вновь выступает доктор филологических наук, старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований Диана Сокаева.

Можно ли утверждать, что упоминаемые Геродотом семь богов и семь дарителей подарков Сослану из нартовского эпоса это одни и те же боги?

- Конечно, говорить о строгой преемственности «имя в имя» нельзя. Точнее будет сказать, что боги Геродота имеют сакральное продолжение в божествах древних алан и осетин. Не было последовательной письменной традиции, которая бы фиксировала каждый этап развития народа и его верований. Осетинские божества на определенном историческом этапе подверглись христианизации. Батраз – это грозовое божество, Сослан – солнечное божество, Дзерасса – богиня моря, восходит к скифской богине Апи, которую упоминает Геродот.

В тех же «Дарах небожителей Сослану» есть еще один персонаж – Сафа. Он ничего не дарит Сослану, но именно в его доме проходит пиршество. Существует точка зрения, что Сафа воплощал в себе всех остальных (семь) богов, и на каком-то этапе развития осетинского пантеона рассматривался в качестве единого и к тому же верховного бога в семи лицах. Разделяете ли вы эту точку зрения?

— Это спорный персонаж, его даже возводят к библейскому Саваофу (Саваоф - один из титулов Бога в иудейской традиции – Википедия), - отмечает Диана Вайнеровна. Точку зрения, что он воплощал в себе всех остальных семь богов моя собеседница считает интересной. В Осетии есть святилище Авд дзуары – семь святилищ семи святых в одном. И южноосетинский исследователь, лингвист Юрий Дзиццойты утверждает, что образ Сафа, божества домашнего очага в обрядности осетин, вобрал в себя семь богов и на этом основании он считает, что Сафа возможно когда-то был верховным божеством либо дублировал функции верховного божества Хуцау.

Традиция культа «Семи богов» не обрывается на аланах. Она была продолжена потомками алан — осетинами. В подтверждение своих слов Диана Сокаева поведала историю, что во время одной из экспедиций в Дигорское ущелье их проводник, чтобы показать свой авторитет, рассказал, что у них в горах есть семь на семь богов. И перечислил поименно всех сорок девять. И есть сорок девять святилищ.

«Традиция продолжается на очень высоком сакральном уровне», - сказала в завершении беседы моя собеседница.

oc39a53quay5uw0

На фото из сети Интернет – святилище Авд дзуары в селении Галиат, Северная Осетия

НИА-Кавказ, 19.02.2021