Высшим жизненным благом нарты считают вечную славу и добрую память потомков. Достичь их возможно только одним способом – строгим и безоговорочным следованием закону чести, своеобразному моральному кодексу. Его специфику легче понять, принимая во внимание воинственную идеологию скифо-аланской этнической среды, в которой и сформировалось ядро эпоса о славных рыцарях-нартах.

Как система нравственных и поведенческих норм моральный кодекс очерчен в тех эпических сюжетах, которые отражают представления нартовского народа о пристойности и "честном имени человека". Основной девиз чести вложен в уста почтенного нарта Урузмага: "От рождения и до конца жизни своей, как бы тяжело ни сложилась судьба, надо со славой и честью пронести имя человека". Этот лейтмотив аланской (осетинской) этики, ее самой древней, воинской части был зафиксирован и бережно сохранен в сказании "Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший". Его можно расценивать как прямое послание потомкам, и начинается оно с того, что "именитые нарты сидели на собрании своем в резных своих креслах. Совет держали они о судьбе нартского народа". В этом сказании отчетливо представлены наиболее превозносимые нартами человеческие качества. Так каковы же они?

ОТВАГА И ПРАВДИВОСТЬ

В первую очередь – отвага и правдивость: "Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо не смело греметь над их головами, когда умели они умирать за свой народ, когда из уст нарта выходила одна лишь правда. Наш народ только тогда может называться по-настоящему народом, когда гордо держит он голову и ни перед кем ее не клонит" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший"). По этому принципу лучшим был признан молодой нарт Батрадз, поскольку "кто сравнится с ним в храбрости и отваге? Ни одного пятна нет на чести его, и никому не позволит он совершить при себе бесчестие".

Заметим, что самый благородный рыцарь Батрадз принимает на себя функции блюстителя порядка. Верность слову, боевому товариществу, доблести, направленной на общее благо, ценилась очень высоко и была частью "правильного" жизненного пути мужчины.

ВЕЛИКОДУШИЕ

От воина-рыцаря требуется также и великодушие. Ему нельзя добивать поверженных и раненых: "Не подобает мне рубить тебя еще раз. Нарты Ахсартаггата поражают с первого, подобного молнии удара" ("Симд Нартов"). Нельзя нарушать неприкосновенность мирных поселений: "Знай, что я – нарт Батрадз. С войной я пришел к тебе, выходи навстречу" ("Батрадз и Тыхы фырт Мукара"). Более того, боевое столкновение не должно случиться даже в пределах видимости мирных поселений.

Еще одной важной чертой этики воина является посредничество в устройстве поединка-дуэли: "Если он нарт, то скажи ему, что у нартов день поединка – пятница, и я буду готов к этому дню. А местом поединка пусть будет берег моря" (там же). Отказ от подобного вызова, по-видимому, недопустим, Урузмаг говорит: "Стыдно было бы мне прятаться от того, кто сам пришел со мной биться" (там же). Организация боевого товарищества вообще является важной частью воинского регламента: "Пока светят глаза мои, буду поступать по чести. За всю жизнь Урузмаг никогда не отказывал тому, кто звал его товарищем в поход" ("Безымянный сын Урузмага"). При этом моральный кодекс нартов предполагает серьезную ответственность воинов перед обществом за потерю соратников. Сырдон так остановил нартов, сговорившихся избавиться от него в пути: "Прощайте, нартские воины! Но когда девушки будут поджидать вас, стоя на кургане, и недосчитаются одного, скажут: "Видно, продали нарты товарища и едут теперь делить то, что получили за его голову" ("Поход Нартов"). Упоминание о девушках неслучайно, за нартовскими женщинами оставлено весомое право формирования общественного мнения.

СДЕРЖАННОСТЬ

Сверхважной характеристикой нартовской чести признана сдержанность: "Нарты были лучшими, пока каждый умел сдерживать свои страсти" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший"). Они "воздержаны были в еде и в ронге меру знали; не предавались обжорству и разгулу… и не теряли стыда, не теряли отвагу и разум" (там же). А поскольку Батрадз оказался "более всех умерен в пище и питье", он повторно был признан лучшим.

Надо отметить, что качества умеренности и обуздания телесных потребностей были целью и смыслом главных воспитательных усилий народной педагогики осетин.

УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ

Значимым нравственным требованием является учтивость в отношении старших: "Только до той поры народ наш будет называться нартами, пока младшие будут уважать старшего и почет оказывать ему" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший"). Почитание достойных старших воспринималось как часть вселенского порядка, при этом к "старшим" причислены не только старцы, но и руководители военных походов и лица, ответственные за социально значимые действия. Уточним при этом, что каждому этапу взросления и последующего неминуемого старения соответствовал определенный уровень социальной компетентности и "применения": "Уархаг решил повидаться с ханом Аварии... "Для этого случая мне нужны товарищи", – подумал он и пригласил Сослана, Хамица, Урузмага, Субалци. А их пригласил, потому что Урузмаг как старик пригодится возглавить стол, Хамиц – метко ответить, Сослан – проявить себя верхом или в стрельбе, Субалци, как младший, пригодится услужить" ("Ахсартаггата и Бората. Зеваг и красавица Ауар").

БЛАГОРОДНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ

Следующим важнейшим требованием морального кодекса нартов является уважительное и бережное отношение к женщине: "Этот дар старейшины присудили тому, кто из молодежи нашей больше всего благородства проявил по отношению к женщинам и наиболее снисходителен был к жене своей" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший"). И в этой категории лучшим стал Батрадз, потому что "кто другой показал больше благородства и честности в отношении женщин?" Повторимся, что в нартовском мире престиж женщины исключительно высок. Более того, есть примеры женского наставничества, оно связано с именем Шатаны – центрального персонажа нартовского эпоса. Именно она, дочь небожителя – главного осетинского святого, именуемая Матерью нартов и Ахсином (госпожой), является женским воплощением личностного идеала. Ее качества искусной мастерицы и рукодельницы, красавицы, обладающей непревзойденным умом, безупречны. Кроме того, она ведает тайными знаниями, с помощью которых помогает нартам триумфально побеждать в лучшие времена и выживать в худшие. Ее совета как большого блага удостаиваются мужчины, с глубоким почтением, как соратнице, они присылают ей почетные подношения со своих воинских победных пиров.

Однако и другие женские персонажи эпоса небеспомощны, нартовская девушка смела и самостоятельна, по-видимому, воински подготовлена, поскольку способна незамедлительно наказать мужчину за неделикатное поведение. В эпосе невозможно встретить описание каких-либо нартовских страхов, кроме одного – более всего на свете эти могущественные воины опасаются женского упрека, тем более они всеми силами стремятся избежать насмешливого порицания женщины.

ГОТОВНОСТЬ К УЧАСТИЮ

Важным требованием рыцарской морали является готовность прийти на помощь к тому, кто ищет защиты. Покровительством воина может заручиться каждый страждущий, достаточно только произнести некое обращение: "Эй, нарт Сослан, я тебе поручаю мою жизнь" ("Как Сослан спас Шатану из озера Ада"). Сослан, поставленный в крайне тяжелые обстоятельства, все-таки не может пренебречь своим долгом сильного человека: "Торопился нарт Сослан на помощь к матери своей и не взял он с собой ничего съестного. Но даже в голову ему не пришло бросить на голодную смерть человека. Поскакал он в лес и вернулся оттуда с тушей оленя. Развел костер, насадил мясо на вертел и только после этого, пожелав голодному доброго дня, помчался своей дорогой" (там же).

Важно отметить весьма существенное обстоятельство – прославленный герой не может вечно почивать на лаврах, достойное имя необходимо всякий раз подтверждать, доказывая свою преданность высокому нравственно-поведенческому канону, славному званию нарта, моральному кодексу личности, отражающему культуру воинской чести.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

В завершение приведем еще один чрезвычайно значимый аспект морального кодекса нартов – это умение "прислушиваться к словам друг друга" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший"). Особенности высокого развития политической культуры нартов и их исторических прототипов очевидны при описании их народного собрания – "Ныхаса" – и других древних проявлений общественного согласия.

Неукоснительное следование своему специфическому моральному кодексу позволяет нартам сквозь века призывать потомков сохранить "свое достоинство и свою совесть" ("Собрание нартов, или Кто из нартов самый лучший").

АВТОР: АЛИНА ХАДИКОВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ЭТНОЛОГИИ СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

"Северная Осетия"