С 31 октября по 10 ноября 2013 года группа ученых из Северо-Осетинского Института Гуманитарных и Социальных Исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А была направлена в Турецкую Республику для этнографического, фольклорного и лингвистического изучения осетин эмигрировавших в Османскую империю в середине XIX века и во время Октябрьской революции 1917 года.

"Экспедиция в Турцию с целью комплексного изучения анатолийских осетин (этнография, язык, фольклор)" была проведена при поддержке программы целевых расходов Президиума РАН 2013 года «Организация научных экспедиций и содержания научных стационаров».

Руководителем экспедиции стал ведущий научный сотрудник отдела источниковедения, кандидат исторических наук, турколог Г.В. Чочиев, ее участниками – старший научный сотрудник отдела источниковедения, кандидат филологических наук Д.В. Сокаева, старший лаборант отдела осетинского языкознания Э.Т. Гуриева и стажер-исследователь отдела этнологии, член Совета молодых ученых СОИГСИ Э.И. Тавасиева.

Современные осетины Турции (как они себя просят называть) являются потомками переселенцев 1860-х гг., а так же тех, кто эмигрировал на территорию Османской империи вскоре после Октябрьской революции 1917 года.

С самого прилета в Стамбул группа ученых была окружена заботой и вниманием со стороны руководства Культурно-благотворительного  клуба «Алан». Это, в первую очередь, Жале Кусхан, Кая Абисалов, Нильгюн Камырзати, Сатретдин Кусхан, Фарук Царикаев.

В тот же вечер, а так же во все последующие дни ученым не составляло труда опрашивать информаторов. «Темы разговоров плавно перетекали одна в другую, но самое главное это то, что сами осетины стремились рассказать, вспомнить, ответить на те, или иные интересующие ученых вопросы, – отметил руководитель экспедиции Г.В. Чочиев. – Помимо основных своих забот (работа, дом), многие имеют свои увлечения так или иначе связанные с Осетией или осетинским языком. Кто-то самостоятельно учит осетинский язык, многие играют на гармошке (самоучки), учатся танцевать или танцуют с детства, собирают материал по родословной; женщины занимаются рукоделием, очень трепетно относятся к своим обычаям и истории своей семьи. Это особенно заметно по старым фотографиям, находящимся в отличном состоянии».

В гостях у Кая Абисалова, специально для участников экспедиции, хозяин дома сыграл на осетинской гармошке и национальном турецком инструменте – уд, показал несколько музыкальных инструментов, раритетную швейную машинку в рабочем состоянии, мастерскую, где он изготавливает керамические копии поделок, привезенных из Владикавказа. В Анкаре, в доме Хамди Хосонова вниманию ученых представили семейный архив: элемент осетинского национального женского платья – æрмæджытæ –  принадлежащий его матери, ремень с бирюзой, женский  французский корсет, множество старинных фотографий. Члены экспедиции  познакомились с известным в Турции дизайнером ювелирных изделий этническим осетином Ардоганом Гезай, который подарил Научному архиву СОИГСИ свои записи-воспоминания на цифровом носителе, а также поведал о жизни предков на турецкой земле.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мы встречались с представителями многих фамилий, – вспоминают участники экспедиции. – Это Кусовы, Пуховы, Абисаловы, Албеговы, Хосоновы, Бадовы, Чеджемовы, Кундуховы, Кубатиевы, Кануковы, Дзакоевы, Дзгоевы, Кцоевы, Кенаевы, Болиевы, Цориевы, Царикаевы, Золоевы, Цахиловы, Ногаевы, Карабугаевы, Хекилаевы. Те из них, кто не был на своей этнической родине, помнят рассказы своих дедов о жизни в Осетии, в родном селе о природе и, конечно, о трудностях, которые семья перенесла во время  революции и эмиграции в Турцию. Например, Кая Абисалов рассказал о родительских воспоминаниях селения Чикола, как о чудесном, самом красивом месте на земле».

Так же тепло как в Стамбуле, и в столице – Анкаре, ученых принимали и в селах Боялык и Пойразлы. В иронском селе Боялык встреча с местными жителями проходила в доме Айхан Бадова. Один только этот визит дал огромное количество этнографического материала. Это не только традиции, но и материальная культура осетин – орудия сельского хозяйства, мельница, ирон къабиц, где приготовились традиционные три пирога и пельмени (хъабунта), старая расстроенная немецкая гармошка, на которой все-таки сыграли осетинскую мелодию.

Несмотря на жизнь вдали от земли предков осетины Турции не потеряли своей самобытности. Так, до сих пор соблюдается внутрисемейная иерархия, обычай избегания – уйсадыны ӕгъдау. Бадов Айхан рассказывал, что по осетинскому обычаю при старших братьях выходит из комнаты, а если есть необходимость в его присутствии, то садится ближе к выходу. Снохи не разговаривают и избегают не только свекра, но и деверя, а так же старшей женщины – ӕфсин. «Этот обычай мы наблюдали не только в осетинских селах, но и в Стамбуле», - отметила Д.В. Сокаева.

В дигорском селе Пойразлы ученых радушно приняли в доме Золоева Магомета, где собрались многочисленные родственники и соседи. Родовую легенду, связанную с историей фамилии Золоевых, поведал старший фамилии Эрхан Золоев. Представитель молодежи Умут Золоев сыграл на аккордеоне осетинскую, кабардинскую и абхазскую мелодии, которые он разучил самостоятельно.

В своем уютном ресторане «Ficcin» (Фыджин) в историческом центре Стамбула гостеприимная Лейла Албегова устроила встречу гостей из Владикавказа с осетинской молодежью, а на азиатской части Стамбула прошла встреча с представителями женского клуба. «Каждый месяц осетинские женщины собираются для общения, обсуждения интересующих общества тем. На этот раз они с тоской вспоминали тяжелые годы эмиграции, детство в турецких селах, танцевали под осетинскую мелодию в исполнении Кая Абисалова», - поделилась своими впечатлениями Э.Т. Гуриева.

Огромный вклад в осуществлении этой поездки внес Культурно-благотворительный клуб «Алан», чье руководство собрало для опроса ученых более сорока человек, тем самым облегчило поиск осетин в Стамбуле, а так же ускорило процесс работы.



Стажер-исследователь отдела этнологии,
член Совета молодых ученых СОИГСИ
Э.И. Тавасиева