Статья кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела этнологии СОИГСИ Л.К. Гостиевой о Соломоне Васильевиче Жускаеве (1834–1877) – видном деятеле осетинской культуры, священнике, педагоге, переводчике церковной литературы на осетинский язык, первом этнографе-осетине. «Северная Осетия», № 64 от 14.04.2022.

Соломон Васильевич Жускаев (1834–1877) – видный деятель осетинской культуры, священник, педагог, переводчик церковной литературы на осетинский язык, первый этнограф-осетин.

Соломон Васильевич Жускаев (Тасо Бесланович Дзусов) родился в 1834 году в с. Баде Алагирского ущелья. В восьмилетнем возрасте он поступил во Владикавказское духовное училище, в котором учился на казенном содержании. Во многом это стало возможным благодаря благочинному священнику Георгию Берзенову, который уговорил отца Соломона, Беслана, отдать сына в училище и ходатайствовал о его зачислении на казенный счет. В одном классе с Соломоном учились будущие священники Владикавказской епархии: Михаил Сухиев, Давид Маркозов, Георгий Караев и др. В сентябре 1849 года он успешно окончил обучение и был переведен в Тифлисскую духовную семинарию, в которой также обучался за казенный счет.

В 1855 году, будучи на последнем курсе семинарии, Соломон Жускаев опубликовал в газете "Закавказский вестник" на русском языке свои первые этнографические очерки: "Похороны у осетин олладжирцев" и "Атынаг" – праздник у осетин перед начатием сенокоса и жатвы". "Атынаг…" стал первым специальным этнографическим описанием одного из главных календарных аграрных праздников осетин. Автор подробно осветил процесс подготовки и основные моменты осеннего праздника, предварявшего начало важнейших сельскохозяйственных работ.

Соломон Жускаев был первым осетином, выступившим в периодической печати с этнографическими очерками. Его большой заслугой явилось то, что он оценил научную значимость этнографических материалов и ввел их в научный оборот. Крупный этнограф-кавказовед М. О. Косвен отмечал, что "пятидесятые годы XIX в. знаменуются появлением первого осетинского этнографа. Таковым является Соломон Жускаев ..."

"Соломон Жускаев был первым осетином, выступившим в периодической печати с этнографическими очерками. Его большой заслугой явилось то, что он оценил научную значимость этнографических материалов и ввел их в научный оборот. Крупный этнограф-кавказовед М. О. Косвен отмечал, что "пятидесятые годы XIX в. знаменуются появлением первого осетинского этнографа. Таковым является Соломон Жускаев ..."

Служба в первый день Св. Пасхи (на осетинском языке). Тифлис, 1867. Перевод на осетинский язык священника Соломона Жускаева

По мнению осетинских исследователей, этнографические очерки С. Жускаева были изданы благодаря редактору газеты "Закавказский вестник" Николаю Георгиевичу Берзенову (1831–1874) – к тому времени известному на Кавказе публицисту. Редактируемая им газета уделяла значительное внимание этнографическим материалам. Привлекая С. Жускаева к публикации своих очерков в газете, Н. Берзенов исходил из того, что "для правильного освещения жизни кавказских народов в русских и европейских научных органах работы местных историков, этнографов и литераторов могут сыграть первостепенную роль".

Николай Берзенов был сыном священника Георгия Берзенова, который уговорил отца Соломона Беслана отдать сына во Владикавказское духовное училище. Знакомство Соломона с Николаем началось еще во Владикавказском духовном училище и продолжилось в Тифлисской духовной семинарии.

В июне 1855 года Соломон Жускаев успешно окончил Тифлисскую духовную семинарию по I (высшему) разряду, со званием студента. 3 сентября того же года правление семинарии определило его во Владикавказское духовное училище на должность учителя 2-го приходского класса и инспектора. Соломон вел занятия по русской грамматике, арифметике, краткому катехизису, краткой священной истории, осетинскому языку. Его учениками были будущие священники Александр Цаликов, Михаил Хетагуров и др., а также будущий переводчик коменданта Владикавказской крепости Петр Жукаев.

В 1856 году Соломона Жускаева перевели в Телавское духовное училище (Грузия), где он стал учителем во 2-м классе. В конце первой половины следующего года он уволился с училищной службы и вернулся в Северную Осетию.

В сентябре 1857 года, по распоряжению экзарха Грузии митрополита Исидора (Никольского), Соломон получил назначение на должность учителя в школу для детей горцев, которую ему предстояло открыть в стур-дигорском или галиатском приходах Дигории. Однако в силу определенных обстоятельств этого не произошло. Потратив свои собственные средства для поездок в Дигорию, Соломон остался в долгах и без жалованья учителя.

С конца 50-х годов XIX в. началась церковно-переводческая деятельность Соломона Жускаева. Он был из той первой плеяды осетинской национальной интеллигенции, которую привлек к делу христианского просвещения осетин выдающийся деятель Осетии, архимандрит (впоследствии епископ) Иосиф (Чепиговский).

По распоряжению экзарха Грузии архиепископа Евсевия (Ильинского) от 26 апреля 1860 года архимандрит Иосиф составил Комитет для перевода священно-церковных и учебных книг на осетинский язык, в который вошел и Соломон Жускаев. Вместе с архимандритом Иосифом и священниками Алексием Колиевым, Михаилом Сухиевым и Алексием Аладжиковым Соломон Жускаев трудился над исправлением перевода Литургии Иоанна Златоуста, выполненным Даниилом Чонкадзе. В 1861 г. книга была издана в Тифлисе на осетинском языке.

Переводчики Комитета приложили большие усилия к исправлению неудачного перевода на осетинский язык Четвероевангелия, опубликованного в 1861 году в Тифлисе Григорием Мжедловым. В 1864 году "Святое Евангелие" в новой редакции было отпечатано в Тифлисе, отдельно для церквей и школ.

В 1867 году в Тифлисе была издана "Служба в первый день Св. Пасхи" (69 страниц) в переводе Соломона Жускаева. Позже протоиерей Алексий Гатуев писал о Жускаеве – "это был знаток осетинского языка и опытный переводчик". Протоиерей Xарлампий Цомаев отмечал, что "перевод Жускаева Пасхальной службы прекрасный, знание языка глубокое. По достоинству перевод – первый после переводов Колиева".

В 1865 году Соломон Жускаев был рукоположен в священники и назначен настоятелем храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Вольно-Христиановском (ныне г. Дигора), а с 1867 года стал благочинным Дигорского округа.

В начале 1869 года, по распоряжению экзарха Грузии архиепископа Евсевия, о. Соломон был освобожден от этих должностей.

После он временно остался жить в собственном доме в с. Вольно-Христиановском, предварительно заручившись согласием сельского общества, и дожидался нового назначения. С жителями селения у него сохранились прекрасные отношения. Именно прихожане в трудную минуту оказали поддержку уважаемому и любимому ими пастырю, когда семья последнего осталась без средств к существованию.

"Перевод Жускаева Пасхальной службы прекрасный, знание языка глубокое. По достоинству перевод – первый после переводов Колиева".

В марте 1870 года о. Соломон был назначен на службу в отдаленный Згубирский приход Джавского благочиния. Покинув пределы Терской области, он начал свое служение в Южной Осетии.

15 сентября 1873 года, согласно прошению, о. Соломон был переведен в Кавказскую епархию в Николаевскую церковь ст. Черноярской (ныне ст. Черноярская Моздокского района РСО–А). Жители станицы, потратив в 1872 г. большие денежные суммы на строительство храма и дома для причта, не имели средств, чтобы приобрести для церковных нужд богослужебные книги и церковные облачения. 15 марта 1875 года настоятель обратился к епископу Кавказскому и Екатеринодарскому Герману (Осецкому) с рапортом, в котором просил опубликовать в епархиальной печати просьбу пожертвовать в пользу храма книги и средства на приобретение книг и облачений. Разрешение на это было получено, кроме того, сам епископ пожертвовал для храма более десяти богослужебных и назидательных книг.

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла в ст. Черноярской

1 июня 1877 года в "Кавказских епархиальных ведомостях" в разделе "Некролог" было опубликовано краткое сообщение о кончине священника станицы Черноярской Соломона Жускаева. Сорокатрехлетний осетинский иерей обрел свое последнее упокоение в ограде церкви святителя Николая Чудотворца. Могила, как и сама церковь, не сохранилась. Судьба была не очень благосклонна к о. Соломону, но он никогда не сгибался под ее ударами и оставался цельной, независимой личностью даже в самых тяжелых жизненных ситуациях. Сыновья о. Соломона – Иоанн и Александр тоже стали священниками. В 1905–1906 годах о. Иоанн был благочинным I и V округов Владикавказской епархии, ключарем Владикавказского кафедрального собора и членом Владикавказской духовной консистории, настоятелем Николаевской церкви г. Моздока. Отец Александр служил в разных приходах, в том числе в Николаевской церкви ст. Черноярской.

Своими миссионерскими и просветительскими трудами священник Соломон Жускаев навсегда вписал себя в летопись этнографии и культуры Осетии.

АВТОР: ЛАРИСА ГОСТИЕВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА, КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

«Северная Осетия», № 64 от 14.04.2022.