10-12 ноября в г.Санкт-Петербурге состоялась презентация Антологии народной культуры, в которую вошли обряды и праздники, эпические сказания, ремёсла, промысловые, песенные и танцевальные традиции – ровно 100 объектов нематериального этнокультурного достояния народов России. 

 

Учредитель проекта: Министерство культуры Российской Федерации, организатор – Государственный Российский Дом народного творчества.

Работа над проектом, который реализуется в рамках Года культурного наследия народов России, велась в течение года. Объекты были выбраны в регионах и прошли согласование федерального Экспертного совета. Часть явлений народной культуры, вошедших в Антологию, выявлены в ходе фольклорных экспедиций, состоявшихся летом 2022 года.

Участники мероприятия, среди которых ученые-фольклористы, специалисты по традиционной культуре, руководители методических центров в сфере народного творчества, региональные министры, увидят редкие архивные фотографии, экспедиционную видеохронику и творческие выступления носителей традиций.

«Это одно из ключевых событий Года культурного наследия, объединившее всю страну, большое профессиональное сообщество: ученых и специалистов-практиков по традиционной культуре. Благодаря поддержке коллег из регионов удалось организовать участие носителей традиций в презентации Антологии, показать объекты не только на видео и в текстах, но и представить живое наследие», – отметила в приветствии директор Российского Дома народного творчества Тамара Пуртова.

В числе объектов – осетинский танец «Симд», праздник «Усть-Цилемская горка», Михайловское кружево, тувинское горловое пение «Хоомей», традиции изготовления игрушек, выделки рыбьей кожи и другие.

Кульминацией стало выступление носителей традиций. Так, песенное наследие казаков-некрасовцев представил фольклорный ансамбль села Новокумское Ставропольского края. Традиционную пляску «Уточка» исполнили жители вологодской деревни Пожарище – участники ансамбля «Уфтюжаночка». Участники мероприятия услышали саратовскую гармошку, башкирский курай, новгородские гусли, алтайское горловое пение «Кай чёрчёк», увидели редкие архивные фотографии, экспедиционную видеохронику. Презентовали объекты ученые, которые также дали анализ современному состоянию фольклора.

«Антология – это прежде всего презентация многообразия явлений, обычаев, традиций, характерных для разных народов России. В проекте представлены как объекты, бытующие в наше время, например, праздники народного календаря или обряды жизненного цикла человека, так и не сохранившиеся в аутентичном исполнении явления, но имеющие значение для культуры того или иного региона. К таким можно отнести андыльщины – лирические песни-импровизации русских Колымы, – рассказал член-корреспондент Российской академии наук, профессор Александр Черных. – Важно, что наша встреча – это разговор о будущем: цель проекта – актуализировать наследие, сделать реестр и его материалы доступными широкой аудитории».

В рамках презентации также состоялась серия мероприятий: Международный форум стран СНГ и Балтии и конференция «Народная культура в XXI веке: традиции и инновации», заседание Экспертного Совета по вопросам формирования Реестра объектов нематериального этнокультурного достояния, круглый стол «Нематериальное культурное наследия в условиях современности. Теория и практика», фотовыставка «Сила традиций народов России».  

Эксперты обсудили Федеральный закон № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», подписанный Президентом России 20 октября 2022 года. «Принятие Закона о нематериальном этнокультурном достоянии стало важным достижением Года культурного наследия. Статья 12 Закона определяет, что основным источником информации об объектах нематериального этнокультурного достояния, способах и формах выражения, а также местах хранения является Федеральный реестр – государственная информационная система, созданная в целях учета, сохранения и изучения традиционной народной культуры» – прокомментировала значение Закона куратор проекта по созданию Реестра объектов нематериального культурного наследия, Первый заместитель директора ГРДНТ имени В.Д. Поленова Мери Русанова.

По итогам презентации будет подготовлено одноименно издание, куда войдут материалы по 100 объектам нематериального культурного наследия.

В мероприятиях форума, проходившего в Санкт-Петербурге, приняла участие ведущий научный сотрудник отдела фольклора и литературы Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева, доктор филологических наук Диана Вайнеровна Сокаева. 

 

Д.В. Сокаева является экспертом Совета по вопросам формирования реестра объектов нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, осуществляет руководство фольклорно-этнографическими экспедициями СОИГСИ, а также научно-методическое консультирование в процессе выявления и фиксации объектов нематериального культурного наследия осетинского народа и формирования регионального реестра. 

«Все эти мероприятия, организованные на высоком уровне, свидетельствуют о том, что сейчас как никогда усилено внимание к национальной культуре на государственном уровне. Буквально недавно подписан Президентом России федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», который в том числе закрепляет необходимость создания единой информационной системы – Федерального реестра объектов нематериального культурного наследия. К 1 декабря планируется сформировать более расширенный перечень, в который войдут уже не 100, а 150 объектов. И наша задача максимально достойно представить в федеральном перечне нашу богатейшую национальную осетинскую культуру. Нам удалось включить в презентованную Антологию народной культуры пока два объекта осетинский народный массовый танец «Симд» и традицию почитания матери-спасительницы алан-осетин Задалески Нана. Сейчас идет активная и целенаправленная работа по созданию регионального реестра. Мы с коллегами стараемся сохранить всё, что можно сохранить. В реестр могут войти только объекты, которые уникальны и сегодня активно используются народом, иными словами, песня или танец должны исполняться. Если, к примеру, обряд непопулярен в народе, практически забыт, ставится вопрос о его сохранении в прежней форме», – отметила Диана Сокаева.  

В тексте использованы материалы сайта ГРДНТ им. В.Д. Поленова