Осетинское слово "нау" – "корабль" восходит к иранскому *nau, индоевропейскому *nau(s). Практически во всех иранских языках "корабль" обозначается словом с таким же корнем.

По поводу сомнений относительно оригинальности рассматриваемого слова в осетинском языке В.И. Абаев заметил, что поскольку "предки осетин были хорошо знакомы с морем (furd, dengyz/dendžyz ̶ "море", Sawdengyz/dendžyz ̶ "Черное море" многократно упоминаются в Нартовском эпосе), можно с большой долей вероятности предполагать оригинальность слова nau в осетинском". Известно также скифское личное имя Ναβαζσϛ = иран. navaza- ‒ "кормчий, управляющий кораблем".

Жившие в Северном Причерноморье ираноязычные народы с древности были знакомы с судоходством и корабельным делом. Историки отмечают, что во II в. до н. э. у скифов действительно появился даже флот.

Аланы использовали морской и речной транспорт в мирной жизни и в военных операциях, в ходе которых перемещались на кораблях. В III в. н.э. языги в Паннонии уже знали различные виды пахотных орудий с железными наконечниками и мололи зерно жерновой мельницей с силовой тягой… Мягкая пшеница, возделывавшаяся сармато-аланскими племенами, по-видимому, была предметом вывоза в Рим, так как хорошо переносила транспортировку. Согласно описанию Приска Панийского (позднеантичного дипломата, историка и писателя V века), в V веке венгерские сармато-аланы переправляли на лодках-однодеревках (балаг) гуннов и их гостей; на небольших реках у них имелись паромы.

…Епископ Кирский Феодорит (середина V века) пишет, что у "савроматов" (сармато-алан) существовали и такие ремесленные специальности, как кожевники, медники, плотники и даже кораблестроители и кормчие. Со II века, н. э. в этом регионе возрастает влияние алан, поэтому время со II по IV в. применительно к североиранцам можно охарактеризовать как сармато-аланский период (А. Исаенко).

В конце 406 года в Галлию хлынул поток вандалов асдингов и силингов и их союзников свевов и аланов. Они оставались в Галлии два года, а в 409 году перешли Пиренеи и наводнили Испанию, где аланы под предводительством короля Аддака (Атакса) поселились в Лузитании (современная Португалия). После поражения от рук Валия и Гонория король аланов был убит, а остатки племени бежали в Галисию и присоединились к вандалам асдингам. Вандалы осели в Бетике, и король Гундерих стал "королем вандалов и аланов"(rex Wandalorumet Alanorum), а его преемником ̶ Гейзерих (Б.Д. Багнелл). В 439 году после переселения союза племен вандалов и аланов из Испании в Северную Африку (429 г.) Гейзерихом было создано Королевство вандалов и аланов, которое просуществовало до 534 года. Опять же из свидетельств Приска Панийского мы узнаем, что, желая получить имущество Валентиниана и Аэтия, "Гейзерих каждый год, в начале весны, предпринимал на кораблях высадки на Италию и на Сицилию". Вандальский флот и его опорные пункты не подходили для широкомасштабных операций наступательного характера и иногда оказывались бесполезными в оборонительных действиях; Гейзерих вкладывал во флот большую часть сил и денег, но он так и не стал той силой, которая бы могла на долгое время гарантировать морское господство (Ганс-Иоахим Диснер).

Флавий Ардавур Аспар, полководец Восточной Римской империи, гот или алан по происхождению, арианин по вероисповеданию, в 431 году во главе армии и флота был послан на помощь Бонифацию, комиту Африки (422–432 гг.), полководцу Западно-Римской империи.

Если обратиться к жанрам осетинского фольклора, в которых фигурируют покровитель морской стихии Донбеттыр и донбеттыры, то их морским транспортом являются лодки/золотые лодки, хранящиеся в закрытой гавани под водой ‒"наууат" (место для корабля). Судя по названию гавани, лодка донбеттыров была кораблем. "Об этом же говорит описание "лодки", различные детали которой носят следующие названия: setænvadden ̶ "передняя часть, которая открывалась и служила входом"; satænxæbræg ̶ "приспособление для пришвартовывания и одновременно трап"; kæfgom – "порог двери", ræmp – "специальный короб для хранения флага". Эти лексемы встречаются только в языке эпоса, их этимологии не выяснены. Сюда же следует добавить и оригинальное название морского берега sattænvars, происхождение которого также неизвестно. Наличие такого количества названий различных частей корабля свидетельствует о хорошо налаженном мореходстве у предков осетин". О хорошем знакомстве нартов с морем говорит и морская лексика: wyrbyn, dældon-zæxx ‒ "морское дно"; sæmsgæf, ærḡæwkæf("перламутровая рыба") ‒ "дельфин"; galgæf – "бык-рыба" (Ю.А. Дзиццойты).

Нарты Урызмаг и Хамиц, проводя детство в подводном царстве у родственников матери, устраивают гонки, сидя верхом на дельфинах. Море, как мир, сопровождающий многих нартов от рождения до смерти, является такой же полноценной стихией жизни нартовского общества, как и земля. Последний балц старого Урызмага связан с путешествием по морю в гробу. Исследователи, проводящие исторические параллели к этому сюжету, считают, что в нем отражен период жизни предков осетин, алан, имеющих взаимоотношения с Боспорским царством (В.Ф. Минорский, В.И. Абаев, Т.А. Гуриев). Подобный сюжет связан и с нартом Созырыко, которого по его же просьбе также бросают в гробу в реку, он попадает к царю донбеттыров, борется с ними с помощью войска нартов и побеждает (Ф.М. Таказов).

С морем связаны подвиги не только Урызмага, но и Арахдзауа: в нартовском эпосе осетин есть сказочный/ легендарный сюжет о том, что перед рождением героя царя страны предупреждают об опасности рождения этого ребенка. Младенца бросают в воду в корзине/ сундуке/ бочке. Его спасают животные или простые люди; он вырастает, находит своих знатных родственников и, в конце концов, добивается высокого положения и почета. В англосаксонском эпосе отец старого Беовульфа получил свое имя Скильд Скефинг, которое означает сын Скеафа, потому что в раннем детстве лодку, в которой он спал на снопе пшеницы (англо-сакс. sceaf), выбросило на берег чужой страны. Морские волны прибивают его к берегу страны; он становится защитником этой страны и впоследствии становится царем. Кладут в корзину и пускают по реке и новорожденного царевича Карну в Махабхарате, которого воспитывает подобравший его Адхиратха. В "Шах-наме" гозур (тот, кто стирает белье) подбирает в реке ящик, в нем оказываются драгоценности и младенец; они с женой воспитывают приемного сына, называют Дароб. Родители рассказывают ему правду о его рождении, он уходит от них и становится великим воином (К.Ю. Рахно). На лодке подплывает к избраннице герой осетинских мифолого-героических песен и преданий Мзорты Мзор.

Длительная жизнь алан-осетин вдали от моря и крупных рек не сказалась на Нартовском эпосе осетин и других жанрах фольклора: они сохранили память о том историческом периоде существования наших предков, когда непосредственная близость моря была естественным признаком их жизни. "Несомненно, в эпоху создания эпоса осетины-аланы жили по соседству с морем или большими реками, так как в небольших и быстрых горных реках современной Осетии решительно нельзя найти места для донбеттыров с их обширным царством и роскошными дворцами. Об этом же говорит постоянное упоминание в сказаниях моря (денджыз, фурд" (В.И. Абаев).

АВТОР: ДИАНА СОКАЕВА, ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК СОИГСИ ИМ. В.И. АБАЕВА ВНЦ РАН

«Северная Осетия», 06.03.2020