В исторической науке под аланами принято понимать различные ираноязычные родоплеменные объединения, родственные в этнокультурном и языковом плане скифам, савроматам, сарматам и народам Центральной Азии (саки, массагеты и т. д.). Название аланов, в конечном итоге, восходит к иранскому *ārya – «арийский», в значении «благородный», «свободный». Несомненно, входившие в составы аланских объединений племена имели и собственные названия. Но, к сожалению, письменные источники надежно сохранили нам только название асов (ясов), которое через грузинское посредничество послужило основанием для современного названия «осетины». Вопрос о происхождении самого названия асов остается все еще нерешенным.

В науке представлено два основных направления в решении проблемы о происхождении аланов. Первое, автохтонистское, связывает их с историей различных сарматских объединений. Центром формирования сарматского мира служило Южное Приуралье. Отсюда сарматы в разное время мигрировали на запад, в том числе и на Северный Кавказ. В создаваемых ими родо-племенных объединения, имевших многокомпонентный характер за счет включения на местах в свой состав различных сарматских групп, со временем возвысились аланы. Приход аланов к власти определил и общее название для объединений, в целом. Сторонники данного решения не отрицали и возможности включения в составы сарматских объединений иных групп ираноязычных мигрантов с востока.

Второе, миграционное, направление зародилось еще на заре становления аланистики, Уже в наше время оно получило дополнительные обоснования. Его сторонники связывают появление аланов в Восточной Европе с разновременными миграциями ираноязычных групп и объединений из различных районов Центральной Азии. Появлявшиеся мигранты создавали на новых местах обитания собственные объединения, в которые под их властью включались и местные сарматы. Таким образом, оба направления имеют и сближающие их позиции.

Некоторые из сторонников миграционного направления полагают, что с первыми такими мигрантами связаны археологические памятники так называемой «зубовско-воздвиженской группы». Они появляются на Северном Кавказе и в некоторых других регионах со второй половины 1 в. до н. э. Для подтверждения данной возможности приводятся и сведения из некоторых письменных источников. Различно решаются и вопросы о маршрутах появления первых волн аланов в Восточной Европе. Одни ученые отдают приоритет северному маршруту, через территории к северу от Каспия. Другие полагают южное направление через Закавказье.

Надежная фиксация письменными источниками выхода на историческую арену аланов относится к середине 1 в. Причем, они практически одновременно фиксируются на различных территориях. Китайские источники сообщают о переименовании государства Яньцай, располагавшегося к востоку от Арала, в Алань. Судьбы различных аланских группировок в азиатском регионе остаются мало известными специалистам в силу неполноты и фрагментарности сведений источников по интересующему вопросу. Полагают, что на протяжении последующих столетий, в основном, происходила их постепенная тюркизация, которая привела к окончательной ассимиляции. Иная судьба ждала аланов в Восточной Европе.

Синхронно китайским источникам европейские источники отмечают аланов на Нижнем Дону. Исследователи связывают с аланами того времени и некоторые памятники в Прикубанье. Памятники аланов на Нижнем Дону, свидетельствуют не только об их связи с азиатским регионом, но и о жестком отделении военной и жреческой элиты от всего остального общества. Памятники аланов этого периода постепенно распространяются и на иные территории.

Около середины 2 в. фиксируется еще одна волна азиатских мигрантов, также связываемая с аланами. Их общество не имело такого жесткого разделения, строилось по принципу военной иерархии, мужских воинских союзов. Но, как и прежде, на различных территориях наблюдаются процессы складывания аланских объединений за счет включения в их состав как местных ираноязычных группировок, так и вновь пришедших. Не позднее середины 2 в. такое объединение сформируется в Центральном Предкавказье. С ним связаны многочисленные подкурганные и грунтовые погребения в катакомбах и целая сеть городищ, типа Зилгинского городища, со сложной фортификацией, развитой хозяйственной структурой и широкими торговыми связями. В частности, продукция аланского керамического производства широко распространяется до Дона и Арала.

С момента организации своего центра на Нижнем Дону аланы активно заявляют о себе окружающему миру. Им, как полагают исследователи, могли принадлежать городища на Нижнем Дону, в Приазовье и на Кубани. Не исключают, что аланы насильственно переселяют с Кубани на Дон меотов, попавших в данническую зависимость и обеспечивавших аланов продуктами сельского хозяйства и ремесла. С начала 60-х гг. аланы разворачивают военные набеги на римские провинции на Дунае. В 72 г. они вторгаются в Мидию Антропотену и Армению. Отмечаются контакты аланов с народами, обитавшими в Крыму. В 135 г. ими опустошаются Мидия Антропатена и Албания.

Аланы продолжают участвовать в военных действиях на западе. Их отмечают среди врагов Римской империи при императорах Антоний Пие (138-161 гг.) и Марке Аврелии (161-180 гг.). После долгого молчания письменных источников, сведения о действиях аланов в западном направлении вновь появляются в период правления императора Аврелиана (270-275 гг.). Аланы самостоятельно или в различных коалициях неоднократно участвуют в военных событиях в Закавказье, сталкиваясь с Персией, Арменией и Картли. Отдельные контингенты аланских воинов могли непосредственно переходить на службу в Закавказье. 

Особые отношения у аланов складываются с Боспорским царством, располагавшимся в Крыму и на Тамани. Здесь в начале 3 в. фиксируется целая коллегия аланских переводчиков. Группы аланов, в том числе из Центрального Предкавказья, непосредственно переселяются в Крым. Их представители занимают заметное положение в Боспорском царстве, во главе которого с начала 1 в. стояла сарматская династия. На боспорском престоле появятся аланские соправители. В первой четверти 3 в. аланы сокрушили Малую Скифию, также располагавшуюся в Крыму и управляемую сарматскими династами. Скифия вошла в состав Боспорского государства. Аланское население в Крыму будет сохраняться на протяжении многих последующих столетий.

В 3 в. аланы продолжают участие в военно-политических событиях в Закавказье, связанных с экспансией Персии против Армении и Картли. В это время начинается и мощная военная экспансия аланов Центрального Предкавказья на север. Их памятники появляются на территориях современных Дагестана, Ставрополья, Нижнего Дона, Калмыкии, а также вплоть до левобережья Днепра. Некоторые исследователи полагают проникновение аланов из Центрального Предкавказья и в Крым. С их наступлением ученые связывают нападение в 235 г. на Фанагорию (Тамань). С 236 г. начинают восстанавливаться укрепления боспорского Танаиса, располагавшегося на Нижнем Дону. В 239 г. разгрому подвергаются Горгиппия (в районе совр. Анапы) и Раевское городище. В середине 3 в. аланы из Центрального Предкавказья громят Танаис, сжигаются укрепленные поселения меотов на Кубани. Окрестности Горгиппии и Танаиса выходят из-под контроля Боспора. Аланы установили связи и с носителями так называемой черняховской культуры, основными представителями которой были готские (германские) племена. Аланы прорываются в Западную Европу, убив в битве на Филлиповых полях императора Гордиана III.

Аланы из Центрального Предкавказья устанавливают свою власть в родственном им аланском объединении на Нижнем Дону. Они частью переселяются и смешиваются с местными аланами. Подобное положение прослеживается и по памятникам междуречья Волга-Дон, современных Ставрополья и Калмыкии. Нижнедонские аланы сохраняют свою достаточно широкую автономию. Еще одна родственная им группировка располагается возле Дуная. Часть аланов переселяется на Северо-Восточный Кавказ, где входит в тесные отношения с родственными им маскутами. Вместе с ними они будут участвовать в военно-политических событиях в Закавказье. Археологически фиксируются выплески с Северного Кавказа в Нижнее Поволжье и на Южный Урал.

Сложившееся положение сохранится вплоть до гуннского вторжения. Появившиеся в Восточной Европе гунны около 375 г. нанесли жестокое поражение аланам Нижнего Дона. Оставшиеся в живых аланы по договору были включены в гуннское объединение, составив как подчиненный народ авангард дальнейшего наступления гуннов. Так открылась эпоха Великого переселения народов. Видимо, и часть северокавказских аланов была вовлечена в походы на запад.

В Западной Европе аланы в составе различных объединений или самостоятельно под руководством собственных правителей участвуют во многих военно-политических событиях. В таком качестве одни аланы сталкиваются и с Римской империей, другие в качестве федератов переходят к ней на службу. Наиболее дальнее проникновение аланов было связано с их поражением от визиготов в 418 г. Аланы, потеряв своего правителя Аддака, были затем подчинены вандалами, ранее подчинявшимся самим аланам. Вместе с вандалами аланы в 429 г. переселились в Северную Африку, создав там государство, в котором отдельные представители аланской знати заняли заметное положение. Но, в конечном итоге, история аланов, увлеченных в Западную Европу и Африку, завершилось их постепенной ассимиляцией среди других народов.

Иное развитие событий следовало на Кавказе. Здесь на определенное время хозяевами северокавказских степей становятся гунны. Сложившееся положение не принесло таких катастрофических последствия для маскутов и аланов Центрального Предкавказья, как для их сородичей на Нижнем Дону. Аланы и маскуты и впредь фиксируются источниками в местах их обычного проживания и в последующих военно-политических событиях на Кавказе. Об этом же свидетельствуют и археологические памятники. Вместе с тем, наблюдается заметное последующее сокращение аланских памятников, их тяготение ближе к горным территориям, перемещение непосредственно в горные районы, что сказалось на запустении, хоть и не тотальном, например, равнинных территорий современной Северной Осетии. За данными процессами изначально, как полагают ученые, стояло не столько давление со стороны гуннов, сколько иные факторы, в том числе наступление засушливого климатического периода.

Аланы составляли несколько родо-племенных объединений. В 6 в. они активно втягиваются в персидско-византийские войны в Закавказье, завершившиеся только в 629 г. Если восточные аланы, чьи владения примыкали к Дарьялу, часто выступали союзниками Персии, установившей свое господство к югу от них, то западные аланы все более тяготели к союзническим отношениям с Византией. Явно независимую, но дружественную Византии политику проводили правители западных аланов Саросий (Сародий) и Итаксий, правившие во второй половине 6 и в начале 8 веков.

Вместе с тем, некоторые источники сообщают о том, что к 576 г. аланы якобы были подчинены западнотюркским каганатом, что более не находит каких-либо подтверждений. Впоследствии сохранились отдельные свидетельства о том, что аланы и хазары составляли одну страну, аланы выплачивали дань хазарам. Но письменные источники никогда не сообщали о прямом подчинении аланов хазарам. Тем не менее, современные исследователи полагают, что в 7 в. аланы вошли в состав «лоскутной империи» - Хазарии, возможно, попадая в данническую зависимость, но сохраняя за собой определенную часть самостоятельности. Домен хазарского правителя расположился на «Черных землях» (совр. Калмыкия), что привело к их утрате аланами, закрепленном впоследствии появлением здесь половцев.

В этот же период разгораются арабо-хазарские войны, в которых аланы выступают союзниками хазаров, хотя источники отмечают и отдельные столкновения между ними. Часть аланских владений подвергается разорению и временному захвату арабами. Но, в конечном итоге, арабская экспансия была отбита, что, по мнению исследователей, имело огромное значение для истории Восточной Европы и было обеспечено именно союзом хазаров с аланами.

В середине 8 в., т. е. в период арабо-хазарских войн, фиксируется массовое переселение части аланов с Северного Кавказа, например, из района Кисловодской котловины, далеко на север. Ушедшие аланы располагаются возле рек Дон, Тихая Сосна, Северский Донец и Оскол. Археологически с ними связаны памятники лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры. Другую часть таких поселенцев составили группы тюркоязычного и угорского населения, а также, возможно, группы из числа северокавказских автохтонов. Исследователи по-разному определяли причины массовой миграции аланов. Но большинство из них склоняется к мнению, что данное переселение происходило в рамках политики Хазарского каганата, стремившегося так обеспечить военно-таможенный контроль своих северо-западных рубежах и поступление дани от некоторых групп славянского населения. Некоторые исследователи считают, что сами аланы переселялись и далее на запад, вплоть до Карпатского региона. Возможно, одновременно происходило и переселение аланов в горные районы Кавказа, на южные рубежи Хазарии.

На хазаро-славянском пограничье аланы вступали в различные, тесные отношения, включающие брачные и иные, не только с многочисленным тюркским, но, например, и со славянским и финно-угорским населением. Интересно, что в X в. потомки аланов вернулись на родину предков, на Северный Кавказ, в том числе, на территорию Кисловодской котловины. Как полагают исследователи, вовлечение аланов в жизнь на севере Хазарского каганата катализировало социальные процессы в аланском обществе, которое на период своего возвращения находилось уже на иной ступени своего развития. Некоторая часть аланов осталась на севере, занимая какое-то время нейтральные русско-половецкие территории. Из их числа могла, например, быть дочь ясского князя Елена, вышедшая около 1116 г. замуж за переяславского, а впоследствии киевского князя Ярополка (Иоанн). Группы аланов могли добровольно или принудительно переселяться в русские княжества.

10 в. принес многие изменения в жизнь аланов Кавказа. Постепенно шла их консолидация и формирование единого государственного образования. Экономическое и военное усиление аланов сопровождалось идеологическими изменениями. Часть аланов исповедовала иудаизм, ставший официальной религией Хазарского каганата. Но в 914 г. при посредничестве Абхазского царства Алания официально принимает христианство из Византии. Около 932 г. на некоторое время Алания была вынуждена отречься от христианства после неудачного восстания против хазаров, инспирированного Византией. Очень скоро Алания вновь укрепляется, а в 965 г. Хазария терпит сокрушительные поражения от тюрков-огузов и киевского князя Святослава. Наступает период независимости и расцвета Алании как крупнейшего государственного образования на Северном Кавказе.

Алания предстает государством с многочисленным населением, со многими городами и поселениями, развитым ремесленным и сельскохозяйственным производством, торговлей. Через Аланию проходили, например, маршруты Великого шелкового пути. К сожалению, среди исследователей до сих пор нет единого мнения о месте расположения столицы Алании, тогда как ее христианский центр надежно отождествляется с Нижнеархызским городищем (совр. Карачаево-Черкессия). В аланском обществе идут закономерные процессы имущественной и социальной дифференциации. В состав аланского государства включаются как некоторые иноэтничные общества горных территорий, так и кочевников равнин. Аланские правители ведут активную международную политику, в которую включаются как кавказские государства, так и Византия. Ими заключают династические браки с представителями правящих домов Сарира (Авария), Иверии, Абхазии и Византии. В качестве союзников или наемного войска аланы участвуют в военных кампаниях Иверии и Византии.

Представители аланской знати непосредственно живут в Византии, в Константинополе, находятся при дворе византийских императоров. Аланы служат в охране высших лиц государства. Они и сами занимают высокие должности в империи. Например, алан Никифор занимал должность вестарха и катепана Херсона и Хазарии, т. е. осуществлял управление византийскими владениями в Крыму.

Постепенно Аланское государство, как и многие другие государства того времени, вступает в эпоху феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению центральной власти. Внутренние противоречия, противостояния, порой кровавые, ослабляют ее военный потенциал. Именно на этот период приходится монгольская экспансия, потрясшая и многие другие народы. В 1223 г. монгольский экспедиционный корпус наносит поражение аланам, подкупив их союзников кипчаков. В 1238-1239 гг. монголы подвергают Аланию полномасштабному разгрому, уничтожают его столицу. Часть аланов совместно с половцами продолжила сопротивление монголами, но была разбита на Волге. В 1277-1278 гг. монголы, присоединив к себе силы русских князей, уничтожают аланский город Дедяков со всем его населением. Окончательное жестокое поражение аланам в 1395 г. наносит Тамерлан, ведущий свой поход на Кавказ под знаменем борьбы с неверными.

Разъединенность аланов активно сказывается на их дальнейшей судьбе. Часть аланов поступает на службу к монголам, в том числе участвуя в разгроме других своих соплеменников. Несколько десятков тысяч аланов уходят вместе с монголами на восток. Они служат монгольским императорам в Китае, долгое время сохраняя свое христианское вероисповедание. В конечном итоге, аланы монголизируются, а их потомки составляют сегодня группу асуд монгольского народа.

Другая часть аланов, попав в зависимость от куманов-половцев, вместе с ними переселяется в Венгрию. Добившись впоследствии освобождения от зависимости, аланы постепенно венгеризируются, а их потомки составляют сегодня группу ясов венгерского народа. В Северо-Западном Причерноморье аланы, пришедшие с Северного Кавказа, Дона и Крыма, служат монгольскому темнику Ногаю, противостоявшему Золотой Орде. После его поражения 10-16 тысяч аланов уходит за Дунай во владения Византии. Позднее они участвую в боевых действиях на стороне Византии, Болгарии и Сербии. Все они постепенно растворяются среди местных народов. Часть аланов переселяется в Закавказье, в том числе в Картли.

В результате всех произошедших событий наблюдается катастрофическая депопуляция аланского населения, потеря им большей части своих территорий. Алания как государственное образование перестала существовать. На Кавказе отдельные группы аланов постепенно растворяются среди иноэтничного кавказского населения в горных районах. Другие аланы горных районов, приняв в свой состав часть соплеменников с равнин и предгорий, будут долгое время отстаивать свою независимость. В этих горных ущельях и начнут постепенно складываться различные осетинские общества.

Алан Ахсарович Туаллагов, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом археологии СОИГСИ им. В.И. Абаева

«Северная Осетия», №20 (27256) 4 февраля 2017 г.